Блог психолога


 Уважаемые учителя, ученики и родители!

"Школьный психолог Алиярова Римма Мусаевна  приветствует вас! 


b0c6113efda72b0873f82b73bd147b4b.png

На этой странице вы узнаете, чем мы занимаемся, а также в каких случаях можно обратиться за помощью..."

Так же внизу страницы вы сможете найти форму записи на приём.

График моей работы: Пн-Сб, с 10.00 до 16.00.

Вы можете указать в форме удобное для вас время, и мы обязательно договоримся о встрече.

Педагог - психолог МКОУ «Герейхановская СОШ№2»

Стаж работы педагогом-психологом – 22 года.

Образование: высшее педагогическое

Мое профессиональное кредо - не давать советов, уметь выслушать, понять, оказать помощь.

Главными направлениями моей работы являются:
1. Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности педагогов, учащихся и их родителей; ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей; развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса. 
2. Психологическая профилактика: оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога – психолога, логопеда, классных руководителей и других специалистов ОУ, предупреждение возможных девиаций поведения (в т.ч. суицидального поведения); содействие творческому развитию одаренных детей; оказание психологической поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья. 
3. Психологическая диагностика.
4. Психологическая коррекция (коррекционно-развивающая работа).
5. Психологическое консультирование.
6. Организационно-методическая деятельность: подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и псих коррекции с учетом потенциальных возможностей детей и подростков; обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого- педагогических рекомендаций; подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах – практикумах, родительских собраниях.
7. ФГОС. Внеурочная деятельность.


Любимое изречение:

Мудрец ищет всего в себе, безумец - всего в других


Психолог- это не само совершенство, он не ставит диагнозы, не выписывает лекарства, не дает четкие инструкции «делай именно так и будет тебе счастье».

Задача психолога- помочь человеку что-то изменить, помочь разрешить проблему, а не найти виноватого. Он готов быть рядом, когда вам тяжело, готов выслушать, понять, поддержать, объяснить причины. Это человек, обладающий профессиональной информацией, интуицией, но без готовых ответов на все случаи жизни. Ведь каждый человек, а следовательно, и случай, индивидуален.
Просить о помощи не стыдно - стыдно жить, погружаясь в проблемы и ничего не пытаясь изменить.
Но получить помощь можно только, искренне желая ее. Если ни у вас, ни у ребенка нет желания, стремления к изменению себя и своего отношения к проблеме - никто не сможет вам помочь насильно.
Не рассчитывайте, что вам укажут точно, какой путь выбрать, решение всегда останется за вами. А за решением последует труд. Каждодневный труд по изменению устоявшегося порядка и знакомых вариантов поведения. Психолог может подсказать направление, в котором нужно двигаться, объяснить Ваши эмоции, научить некоторым методам, но решение, ответственность за поступки остаются за Вами.
Зато, с какой гордостью вы сможете потом оглянуться на проделанный путь, почувствовать в себе силу, уверенность.
Обращаясь к психологу, помните, что от того, что Вы расскажите, насколько искренни и тактичны будете, зависит результат Вашей совместной работы. Часто даже самый опытный психолог оказывается бессилен против хамства и лжи, и реальной помощи в таких случаях, конечно, не будет.


В функции школьного психолога входит:

·         психологическая диагностика;

·         коррекционная работа;

·         консультирование родителей и учителей;

·         психологическое просвещение;

·         участие в педсоветах и родительских собраниях;

·         психологическая профилактика.


Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой "группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.


Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Консультирование родителей и учителей это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.


Работа школьного психолога включает в себя иметодическую часть.Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы.


Советы психолога: как не поддаваться панике в условиях пандемии

Паника, стресс и постоянный страх вызывают истощение, которое совершенно не способствует сопротивляемости организма и укреплению иммунитета. 

Как не поддаваться панике:

 1. Убедитесь, что вы делаете все возможное, чтобы обезопасить себя и свою семью:

мойте руки с мылом, пользуйтесь антисептиком, не трогайте руками лицо, глаза, рот и нос;

по возможности оставайтесь дома, если нужно выйти за предметами первой необходимости – соблюдайте дистанцию с другими людьми, используйте маску и перчатки;

не забывайте проветривать и делать влажную уборку;

если вы простудились, повышается температура, есть кашель и затрудненное дыхание, вызовите врача;

придерживайтесь рекомендаций органов здравоохранения и мер карантина;

2. Изучите статистику  корона вирусу, в основном мы паникуем от неизвестности:

в зоне риска пожилые люди и люди с тяжелыми хроническими заболеваниями;

3. Соблюдайте информационную гигиену:

доверяйте только проверенным источникам;

 меньше вовлекайтесь в разговоры и дискуссию о корона вирусе, нагнетающие панику;

не концентрируйтесь на плохих новостях, в мире происходит много хорошего, например, читайте истории о том, как люди в разных странах поддерживают друг друга;

проводите меньше времени в интернете, монотонные домашние дела хорошо отвлекают от тревожных мыслей;

4. Не пытайтесь контролировать то, на что не можете повлиять:

ощущение бессилия только растет, если вы пытаетесь контролировать ситуацию с корона вирусом, признайте свои ограничения и делайте только то, что от вас зависит; 

вы все еще можете выбирать, что вам делать в сложившейся ситуации, например займитесь делами, которые давно откладывали; 

5. Позаботьтесь о себе: 

 перейдите на удаленную работу, дистанционное обучение;

 научитесь высыпаться, плохой сон снижает иммунитет;

 отвлекитесь и проведите время интересно – делайте зарядку, начните читать новую книгу, смотрите фильмы, пересадите цветы, приготовьте что-нибудь вкусненькое, разберите завалы в шкафу;

займитесь любимым делом или сделайте то, что давно откладывали;

 Помните, паника – это страх неизвестного будущего. Чтобы с ней справиться, нужно сконцентрироваться на том, что есть здесь и сейчас.

 Как сказал Соломон: «Всё пройдёт!...И это тоже!»

Берегите себя и своих близких! Оставайтесь дома!

Если Вы не справляетесь с тревогой, Вы всегда можете обратиться за консультацией к школьным психологам. 

Необходимо заполнить форму на сайте школы.

На время карантина и дистанционного обучения консультации проводятся дистанционно, с использованием удобных для Вас средств связи!

333.png 

Основные направления работы школьного психолога:

·         психолого–педагогическая диагностика;

·         профориентация;

·         коррекционно–развивающая работа (индивидуальная и групповая);

·         психолого–педагогическое консультирование учащихся, учителей и родителей;

·         психологическая профилактика и просвещение;

·         методическая работа.


Программы коррекционно–развивающей работы и профориентации:

444.png

В каких случаях следует обратиться за помощью к психологу?


555.jpg1. Трудности в учёбе

Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе

Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями

Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути

Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие

Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

 Уважаемые родители и учащиеся!Хочу такой сайт

    В период дистанционного обучения и самоизоляции вы можете          получить психолого-педагогическую помощь через видео связь  ;  электронную почту rimmaaliarova -  WhatsApp                    /8-9285485729/ по установленному графику.

   

Учимся не волноваться!

 

Как перестать беспокоиться по поводу недостатка времени,
и научиться им управлять?

 

1. Запишите недельные задачи, планы, дела и цели и совместите их с расписанием ваших занятий.
2. Расставьте приоритеты заданий в соответствии с их важностью.
3. Планируйте ответственные задания на время энергетического подъема. Это позволит вам выполнять сложные задания, пребывая в наилучшей форме.
4. Исключите все дела, которые не являются необходимыми в вашей повседневной деятельности. Отправьте их в конец списка.
5. Делегируйте полномочия. Одна из важнейших причин стресса вырастает из уверенности, что вы все должны делать сами. Посмотрите внимательно на свой план и решите, что поручить кому-либо другому.
6. Закончите одно задание, прежде чем приняться за другое. Установите приоритет каждого задания и прекратите откладывать дела на завтра.
7. Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить «нет» - самый лучший.
8. Резервируйте время на срочные работы или незапланированные встречи. Тогда вы будете меньше беспокоиться о том, чтобы все успеть.
9. Контролируйте процесс. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем при управлении стрессом.
               

Антистрессовые правила

 
Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.

 

Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.

 

Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня.

 

Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.

 

Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.

 

Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожатся. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.

 

Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скрючившись, в одном и том же положении.

 

Высыпайтесь.

 

Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.

 

Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

 

Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.

 

Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.

 

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. Ну и, конечно же, обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.

Зачем нужен психолог и кто он такой?

За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах. 
Попытаемся развеять эти мифы и по-новому взглянуть на содержание работы психолога.

Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами». Психолог и психиатр - одно и то же».

Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения. 
Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, конфликтные ситуации и многое другое). ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.

Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».

Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за Вами.

Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».

Правда: основное правило работы психолога –КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. 

Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к психологу. Это  относится и к результатам психологического тестирования, которое проводится в школе. О Ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так:70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средним и т. д.).

 

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

·         Трудности в учёбе.

·         Взаимоотношения в классе.

·         Взаимоотношения с родителями.

·         Выбор жизненного пути (будущей профессии).

·         Самоуправление и саморазвитие.

·         Чем может помочь Вам школьный психолог?

·         Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.

·         Ответить на Ваши вопросы.

·         Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.

·         Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.

·         Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.

 

Цель психологической службы:

Психолога – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

Направления работы:

·         Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.

·         Психологическая коррекция (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия).

·         Психологическое консультирование.

Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.

·         Психологическая профилактика (вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся).

·         Психологическое просвещение. ( Формы работы: лекции, беседы, подборка литературы и пр.)  

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

·         Методическая работа

Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).

   777.jpg


Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому,

родители пример тому!

Кто при жене и детях груб,

кому язык распутства люб,

пусть помнит,

Что с лихвой получит он всё то,

чему их учит.

Теперь вести себя прилично

не в моде стало, И обычно,

и женский пол себя позоря,

стал срамословить в разговоре.

Мужья - пример для жён своих,

и дети учатся у них.

Когда родители умны

и добродетельно скромны,

то благонравны и сыны!

Коль видят нас и слышат дети:

мы за слова свои в ответе!

Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтобы не каяться потом.

                       

                                   С. Брант.  

 

                                   С. Брант.  

23.01.2020

Это, прежде всего, человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психологического развития, так и в его возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Работая в школе, я оказываю помощь детям и подросткам в решении проблем, которые могут беспокоить как самих детей, так и их родителей. Психолог не решает Ваши проблемы за Вас, не «выписывает рецепт». Он объясняет ситуацию и совместно с Вами ищет возможные пути решения проблемы. Изменить ситуацию развития ребенка могут только родители, учителя и другие близкие ребенку взрослые!!! Как правило, то, что поначалу родителям кажется исключительно «школьной» проблемой ребенка, на самом деле является следствием либо семейных, либо перекочевавших с более ранних этапов развития ребенка проблем. В таких случаях психолог работает не только и не столько с самим ребенком, сколько с парой «родитель-ребенок». При работе с психологом Вы и Ваш ребенок занимаете не пассивную позицию «пациентов», а позицию активных, заинтересованных соучастников. Психолог соблюдает конфиденциальность, он не разглашает информацию, полученную от Вас или от ребенка. Изучив полученную информацию, психолог может дать рекомендации учителю относительно того, как эффективнее работать с Вашим ребенком. Каковы обычно причины обращения? Это может быть: - нарушения эмоционального состояния ребенка – частые изменения настроения, высокая тревожность, страхи, нарушения сна; - нарушения поведения – агрессивность, непослушание, истерики; - проблемы обучения: плохая успеваемость, невнимательность, нежелание делать уроки, прогулы, нежелание идти в школу, конфликты с учителями, конфликты с одноклассниками; - трудности в общении со сверстниками. Если Вами движет желание разобраться в беспокоящей Вас ситуации, получить консультацию специалиста, Вы можете записаться на консультацию. Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу: 1. Взаимоотношения в классе Есть люди, которые запросто находят контакт другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях. 2. Взаимоотношения с родителями Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас. 3. Выбор жизненного пути Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться. 4. Самоуправление и саморазвитие Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют немалых усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

Просмотров всего: , сегодня:

21.11.2019

Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни - «испытание». Дети в большинстве своем так и относятся к нему - как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности. Но даже если ваш ребенок всегда был самостоятельным в вопросах учебы (а если несамостоятельным - тем более!), контролировать его подготовку к экзаменам все равно придется. Всегда будьте готовы предложить свою помощь. Посвящайте вашему ребенку как можно больше времени. Даже если вы, например, далеки от проблем химии или физики, все же наберитесь терпения и выслушайте до конца рассказ о кислороде или биноме Ньютона. С одной стороны, это будет своеобразной репетицией перед экзаменом, а с другой, что не менее важно, - ребенок почувствует, что его экзамены так же важны для вас, как и для него. Вступая в эпоху экзаменов, ребенок должен знать, что родители останутся его друзьями, каков бы ни был результат (на «отлично» он сдаст или провалится). Если же его оценка действительно окажется плохой, не делайте из этого трагедии. Никакой экзамен не может и не должен «дисквалифицировать» ребенка в ваших глазах. В такой момент ему более всего нужна ваша любовь и понимание. Если вы сейчас отшатнетесь от него, можете потерять доверие ребенка бесповоротно. Не попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а значит, и еще один стресс. Не обещайте за хорошо сданные экзамены золотые горы. Мало того что ребенок будет думать во время подготовки больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом экзамене ребенок не сможет сконцентрироваться. О стрессе в случае неудачи можно и не говорить. Перед экзаменами не мешает заглянуть в поликлинику, тем более, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. В стрессовой ситуации оно может обостриться и привести к серьезным последствиям. Учтите советы врача. Может быть, накануне экзаменов потребуется пройти профилактическое лечение. Не отказывайтесь, если врач, учитывая состояние ребенка, посоветует вам освободить его от экзаменов. Кстати, в любой поликлинике и у директора школы есть инструкция со списком заболеваний, при которых врач просто обязан освободить вашего ребенка от экзаменов, тем более что... аттестат ему должны выдать в любом случае, а на медаль он не претендует. Помните, здоровье вашего ребенка важнее, чем оценка. Наверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Атмосфера в семье вообще много стоит, а теперь и подавно. Избегайте конфликтов и снимайте напряжение. Научите детей верить, что им обязательно повезет. И не только на экзамене! Как можно поддержать ребенка в период экзаменов? Очень важно оказать помощь в организации режима дня, ведь дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правила­ми. Например, они часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень велик, и они не успеют все выучить к эк­заменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реаль­ной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного ма­териала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справить­ся с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учеб­ный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сделать это сами, и наша помощь мо­жет быть как нельзя кстати. Как можно составить план работы? Вместе с ребенком подсчитаем, какое количество материала ему нужно выучить: сколько параграфов учебника или экзаме­национных билетов надо знать или сколько задач решить. По­том прикинем, сколько у него есть на это времени. Вычтем один день на повторение и возможные непредвиденные обстоятель­ства. Это сделать очень важно, чтобы у ребенка на всякий слу­чай оставался временной резерв. Разделим количество билетов на количество дней. Это ежедневная норма, которую тоже мож­но разделить, например, на три части: утро, день, вечер. Тогда получается, что, скажем, за утренние часы нужно выучить всего четыре билета, а это задача вполне посильная. Этот план мож­но написать и повесить, чтобы потом вычеркивать выполненные пункты. Такой план наглядно показывает результаты работы. Дети часто стараются выучить весь объем материала сразу, при­чем заучивают его дословно, не пытаясь понять. Такой путь явля­ется неэффективным. Дело в том, что объем памяти у человека ограничен и включает 7 + 2 единицы информации. Поэтому, чтобы текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие. Мы можем подсказать детям различные способы работы с информаци­ей, прежде всего составление планов, конспектов, схем, таблиц. Вот наиболее простой способ заучивания учебного материа­ла. Сначала материал делится на смысловые блоки, каждый блок получает название, и составляется план всего параграфа или би­лета. Затем ребенок выучивает по отдельности каждый пункт пла­на и только потом повторяет весь билет или параграф целиком. Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо помочь ребенку найти такую форму до­суга, которая не переутомляла бы его: прогулки, общение с одним-двумя друзьями. В течение дня также нужно делать корот­кие перерывы каждые 45—60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, по­говорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособно­сти ребенок должен высыпаться. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и бес­покойными. В состоянии утомления работоспособность снижа­ется, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами. Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от до­машней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать взрослыми, эксплуатируя тему своей учебы, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много зани­маюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может служить разгрузкой, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому решается индивидуаль­но, с учетом особенностей ребенка. Особое значение в этот период имеет наш собственный эмо­циональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпуск­ных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно ха­рактерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фа­тальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугуб­ляет напряжение, которое дети испытывают. Во время экзаменов мы должны создать эмоционально спо­койную, не напряженную атмосферу. Ребенку бывает трудно са­мому опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрос­лые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим и надеемся на успех. Иногда может показаться, что подобный настрой может де­тей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я. буду стараться? Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Если, наоборот, волнение слиш­ком сильно, оно приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят именно на то, чтобы справиться с волнением. Экзамены — ситуация действительно важная, но не запре­дельная. Ощущение огромной значимости экзамена не стимули­рует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. Поэтому очень важно немного снизить эту важность. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжит­ся, это помогает ему чувствовать себя более уверенно. Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно вашему ребенку, можно, только спросив его об этом: «Как я могу тебе помочь?» Конечно, невозможно за такое короткое время ответить на все вопросы. Кроме того, все дети разные, и перед ними встают раз­ные проблемы. Поэтому если у вас есть какие-то конкретные воп­росы, касающиеся именно вашего ребенка, вы можете их задать. Советы для выпускников. 1. Перед экзаменом обязательно надо хорошо выспаться. 2. Меньше находится в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенность, страха. 3. Привести в порядок свои эмоции, собраться с мыслями. 4. Смело входить в аудиторию: с уверенностью, что все получится. 5. Выполнить дыхательные упражнения для снятия напряжения: • Сесть удобно • Глубокий вдох через нос 4-6 сек. • Задержка дыхания 2-3 сек. 6. Слушать внимательно организаторов, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. 7. Постараться сосредоточиться и забыть об окружающих. Должны существовать только часы, регламентирующие время выполнения теста, 8. Внимательно читать инструкции и задания. Читать задания до конца. 9. Пропускать трудные или непонятные задания. Начать с более лёгких и понятных. 10. Думать только о текущем задании. 11. Исключать! Многие задания можно быстрее решить, если исключать неправильные варианты. 12. Запланировать 2 круга: - 2/3 времени на более легкие задания, - 1/3 времени на трудные задания. 13. Угадывать! Иногда доверять своей интуиции. 14. Не огорчайся! На практике выполнить все задания нереально! Количества выполненных заданий может быть достаточно, чтобы получить хорошие баллы и бланк с заданием. Не торопиться, читать задание до конца. 15. Оставить время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Приемы эмоциональной саморегуляции. Какой бывает стресс? Любая новая ситуация требует от человека мобилизации сил для адаптации к новым условиям. Поэтому стресс можно рассматривать как источник повышения активности, приносящий человеку радость от усилия и ведущий к успешному преодолению трудностей, - эустресс. Однако существует и другой вариант развития стресса, при котором появляется подавленность, ощущение беспомощности, никчемности, психосоматические заболевания, депрессии – дистресс. Именно дистресс вреден для человека. Что такое дистресс? Это нежелательная физическая, умственная или эмоциональная реакция, вызванная ситуацией, с которой вы не можете (или полагаете, что не можете) успешно справиться. Стрессовая реакция есть нечто, что Вы создаете внутри себя: реагирует не только организм, но и личность в целом. Вы, и никто другой, отвечаете за Ваши реакции (эмоциональные, психические, физические). Никто не создает Ваш стресс – Вы это делаете сами. Центральным моментом в возникновении и течении стресса является отношение к событию, его вызывающему, оценка этого события. Признаки стресса: вспотевшие ладони, частое сердцебиение, прошибает пот; сводит желудок; пересыхает во рту; трудно глотать; перехватывает дыхание; лицо краснеет или бледнеет; зрачки расширяются; возрастает кровяное давление; мышцы напряжены; возникает ощущение подавленности; могут быть нарушения сна. Существуетсистема приемов эмоциональной саморегуляции, которую необходимо использовать сразу после действия на организм человека стрессовых факторов. Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать. Прислушайтесь к совету предков – сосчитайте до 10. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием. Если стрессовая ситуация застигнет вас в аудитории, выйдите в коридор, где вы сможете побыть один. Обратитесь к психологу или медицинскому работнику. Можно смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. Посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз смотрели на небо? Разве мир не прекрасен? Набрав воды в рот, медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова). Представить себя в приятной обстановке - в саду, на пляже, на качелях, под душем. Применить формулы успокоения "Сегодня я не обращаю внимания на пустяки". Возникающее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету, побоксировать подушку, "выпустить пар"; После экзамена: - разрядить эмоции - выговориться до конца кому-либо. Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение; - чтобы быстрее нормализовать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную физическую нагрузку (20-30 приседаний, бег на месте, подняться пешком на 3-5-й этаж); - найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут; - вспомнить приятные события из собственной жизни. Представить, что эта ситуация повторилась и вы находитесь в этом состоянии радости. Сделать такое же лицо, улыбку, почувствовать это состояние всем телом: позой, осанкой, жестами, походкой. Необходимо помнить, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию. Успокоиться, а затем все обдумать по принципу: "Подумаю об этом завтра". Произвести общую переоценку значимости ситуации по типу: "не очень-то и хотелось" или суметь извлечь что-то положительное даже из неудачи, используя прием "зато".

Просмотров всего: , сегодня:

25.10.2019

Научитесь по-новому смотреть на жизнь. Вы не должны больше позволять событиям или другим людям определять быть или не быть Вам счастливым. Не в вашей власти повлиять на чье-либо поведение, кроме своего собственного, а эмоциональное благополучие слишком дорого, чтобы доверять его посторонним. Постарайтесь увидеть последствия Ваших действий и определить, совместимы ли они с вашими ценностями и целями, которых Вы стремитесь достичь. Будьте оптимистом. Учитесь находить положительные моменты даже в неприятных событиях. Больше думайте о чем-либо хорошем. Стремитесь к разумной организованности. Составляйте список дел, классифицируйте их по срокам, важности и т.д. Реально смотрите на вещи: может быть что-то из намеченного вообще не стоит делать. Учитесь говорить «нет». Не берите на себя слишком многого. Уясните себе границы Ваших возможностей и проявляйте твердость. Учитесь радоваться жизни. Не откладывайте счастье «на потом». Концентрируйте свое внимание и чувства на том, что Вы делаете, получая удовольствие от самой работы, а не от того, что она Вам даст в будущем. Находите и отмечайте для себя приятные жизненные мелочи (красивый закат, внимание супруга, вежливое слово и т.д.). Не будьте максималистом: будьте терпимы и снисходительны к себе и другим. Ставьте реальные цели. Высыпайтесь. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Это превосходный способ снять напряжение. Питайтесь правильно. Употребляйте больше овощей и фруктов, меньше – жиров.

Просмотров всего: , сегодня:

19.09.2019

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал:“ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”… Да…каждый из нас самостоятельно выстраивает не только свою жизнь, но и несет ответственность за жизнь своих детей. Наши дети воспринимают этот мир, взрослых, находящихся рядом с ними, заботу о себе, слова, поступки совершенно не так, как мы. Их взгляд порой диаметрально противоположен нашему. Но как понять ребенка? Как стать ему близким человеком? Как достичь гармонии в отношениях между родителем и ребенком? Как помочь ребенку в трудные периоды жизни? Мы, взрослые, родители, имеем свои более или менее эффективные способы преодоления проблемных ситуаций, то есть в какой-то мере мы являемся "сами себе психологами". Однако в то же время многим из нас знакомо состояние, когда собственных сил и знаний не хватает, зачастую, близкие люди по какой-то причине не могут или не хотят помочь, а то и сами являются непосредственной причиной сложившейся ситуации. И вот тогда может потребоваться помощь профессионала. Психолог нужен именно тогда, когда сложившаяся ситуация мешает нормально жить, работать и отдыхать.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.